ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ М. ҚАЖЫКЕН

чт, 27 окт. 2022 г., 12:45

«Основа процветания – единение».

В фокусе Программы находится Человек, в разных качествах и статусах: от младенца - до преклонного возраста; будь то женщина или мужчина; верующий, агностик или атеист; занятый или безработный, лица с особыми потребностями или пенсионер; наемный работник или предприниматель. Программа нацелена на создание всем равного доступа к возможностям для развития способностей и их реализации в жизнедеятельности. Особое внимание молодежи – кому предстоит создавать современное общество, главными ценностями которого являются свобода, достоинство и благополучие Человека.

Беру на себя всю полноту ответственности за то, что Программа будет реализована посредством законодательства и государственных политик в течение президентского срока. Буду регулярно, не реже одного раза в квартал, лично, без посредников, отчитываться перед избравшим меня народом.


1. КУЛЬТУРА ЕДИНЕНИЯ

Все аспекты жизнедеятельности Человека, мотивы и характер поведения имеют культурный окрас, связаны с культурными традициями и ценностями. В сфере культуры будут разработаны и реализованы меры, способствующие формированию современного Человека с активной гражданской позицией. Современный Человек – свободный индивид, самостоятельно принимающий решения и несущий ответственность за их результаты: пожинает плоды успехов или расплачивается за собственные ошибки.

Язык – главный критерий не только этнической, но и национальной идентичности. Получит всестороннее развитие казахский язык без ущемления языков других этносов народа Казахстана. Для этого будут направлены необходимые и достаточные интеллектуальные и финансовые ресурсы. Для развития казахского языка будут осуществлены системные меры, мотивирующие, а в некоторых случаях, требующие использование казахского языка (государственные органы, государственные услуги и др.). Продолжится работа по повышению качества учебной, научной и профессиональной литературы, в том числе в цифровом формате. Увеличится качество телевизионных программ, кинопродукции и иных средств расширения аудитории – потребителей информации на казахском языке. Эти и иные меры пройдут предварительный тест на одобрение населением страны.    

Казахский язык займет достойное место среди мировых языков. При этом любой язык мира в Казахстане будет иметь равные права в качестве инструмента социальной коммуникации.

Через культуру будут внедряться толерантность, гражданственность и патриотизм. Будет обеспечено бесконфликтное сосуществование и гармоничное развитие культурных традиций разных этносов, формирующих единый казахстанский народ, а вместе с ним и единую казахстанскую нацию.


2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Просвещенный Человек – фактор перемен. Формирование современного Человека предполагает повышение качества образования на всех его уровнях (детское дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и послевузовское образование). Главная функция образования – просвещение. Другая функция – развитие способностей Человека, формирование профессиональных компетенций на протяжении всей жизни. Эти положения будут учитываться при разработке отраслевой программы развития системы образования. 

Первейший принцип – равный доступ всем школьникам к возможностям получить качественное образование. Для этого ставится целый ряд задач: повысить качество образования в сельских школах; преодолеть сложившуюся практику разделения школ на простые и элитные, создающего предпосылки для дифференциации детей по социальному статусу семьи. Сепарирование детей с раннего возраста по различным социальным признакам пагубно действует на формирование личности. Будут приняты строгие и объективно высокие критерии отнесения общеобразовательных школ к типу интеллектуальных. Особое внимание будет уделяться подготовке школьных учителей (педагогов).

Система технического и профессионального образования будет готовить профессиональные кадры в соответствии с высокими профессиональными стандартами и государственными требованиями к системе образования. Качество материальных и интеллектуальных активов колледжей должно быть достаточным для освоения современных промышленных технологий.

Высшее и послевузовское образование будут существенно модернизированы, чтобы университеты были способны формировать интеллектуальный потенциал страны, адекватно спросу со стороны экономики. Для обеспечения регионов квалифицированными кадрами будут приняты меры по развитию региональных вузов. Одна из задач – найти оптимальное соотношение между платным и бесплатным университетским образованием. Университеты получат достаточную государственную поддержку для создания собственной научно-технической базы, необходимой для осуществления исследований высокого уровня сложности.


3. СПРАВЕДЛИВОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Справедливое государство – это, прежде всего, справедливые законы, а вместе с ними - справедливые нормы, принципы и правила, которые справедливо распределяют права и обязанности, а также вознаграждения и наказания безотносительно к полу, национальности и социальному статусу Человека. 

Правовое государство – означает неукоснительное исполнение органами государственной власти всех норм Конституции и законодательства. Правовое государство – это также и равенство всех перед законом, независимо от статуса. 

Динамичные изменения требуют, чтобы государство было очень гибким, следовательно, исполнительная власть должна быть компактной, с минимальными звеньями принятия решений, эффективной в осуществлении своих функций и подконтрольной гражданскому обществу. Одной из задач реформ правительства будет сокращение звеньев принятия решений и их исполнения, что означает максимальную децентрализацию государственного управления. Произойдет значительное сокращение функций организаций центрального уровня, соответственно, получит развитие система государственного управления регионального уровня, в частности расширение их прав на самостоятельное принятие решений. Сильные регионы – сильная республика. 

Требует реформирования система межбюджетных отношений, иными словами, необходимо создать эффективную модель межбюджетного регулирования. Одним из приоритетов реформирования является снижение диспропорций между расходными обязательствами регионов и налоговыми доходами региональных бюджетов. Размер доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы должны соответствовать размеру расходов, необходимых для исполнения закрепленных за ними функций. В рамках реформ будут разработаны принципы, критерии и способы формирования доходной и расходной частей бюджетов, чтобы каждый бюджет был обеспечен финансовыми средствами достаточными для финансирования всего комплекса задач (функций, обязательств) соответствующего уровня исполнительной власти. Таким образом, бюджеты регионов, независимо от экономического потенциала и налогооблагаемой базы территории, будут обеспечены доходами в объеме, необходимом и достаточном для выполнения обязательств по расходам.

Децентрализация государственного управления даст желаемые результаты лишь тогда, когда народ сам будет избирать акимов всех уровней. Это не только обеспечивает вовлеченность граждан в принятие жизненно-важных политических решений, но и повышает степень подотчетности местной исполнительной власти перед населением. Одновременно с реформированием исполнительной ветви будет реформирована представительная ветвь власти. В целях повышения политической роли народа получат развитие институты местного самоуправления, в частности, посредством создания новых представительных органов местного самоуправления на уровне аулов. 

Будет усовершенствована система государственных закупок, в частности предусматривающая заключение долгосрочных контрактов в условиях неопределенности рыночных цен. При реформировании государственных закупок будут учтены особенности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – риски достижения заявленных целей.


4. ПРАВОПОРЯДОК, ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Правопорядок держится на законопослушности граждан. В свою очередь законопослушность начинается с тех, кто по долгу службы должен обеспечивать законность. Ответственно заявляю, что будет обеспечена законность и максимальная прозрачность деятельности правоохранительных органов, независимость судебной власти, гласность фактов нарушения законов государственными служащими, усилена борьба с коррупцией и достигнута неотвратимость наказания. 

В условиях нарастания внешних угроз, в том числе уже проявившихся, актуализируется задача укрепления национальной безопасности страны, прежде всего ее обороноспособности. Считаю крайне важным принятие новой военной (оборонной) доктрины, предусматривающей комплекс неотложных мер: модернизация вооружения, совершенствование системы государственного оборонного заказа и мобилизации, вопросы подготовки кадров. Что крайне важно – получит всемерную поддержку программа создания казахстанской оборонной промышленности.


5. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Сегодня профсоюзы – наиболее многочисленная часть гражданского общества, но их численность не стала действенной силой, поскольку руководители многих профсоюзных организаций, прежде всего республиканского и отраслевого уровня, неспособны или не желают отстаивать интересы своих членов. Поэтому будут созданы условия для формирования независимых сильных профсоюзов, в том числе путем совершенствования законодательства и иных институтов. Предстоит достичь независимости профсоюзов на всех уровнях отношений с социальными партнерами: государственными организациями и организациями работодателей. Профсоюзы будут вовлечены в систему принятия политических решений в качестве общественных организаций, выражающих интересы Человека труда. 

В условиях чрезвычайной неопределенности на внутренних и внешних экономических рынках возрастает роль институтов предпринимательства. Казахстанские реалии таковы, что существующие организации национального уровня не соответствуют требованиям современной рыночной экономики, не заинтересованы и не способны отстаивать интересы малого, среднего и, тем более, индивидуального предпринимательства. Поэтому будут созданы условия для формирования современных организаций предпринимателей отраслевого и национального уровня, способных реально влиять на развитие предпринимательства. Будет принят закон об организациях предпринимателей, который определит компетенции отраслевых организаций предпринимателей по широкому кругу вопросов, необходимых и достаточных для решения задач развития отрасли. Сильные независимые организации предпринимателей сделают невозможным существование олигархического бизнеса.

Получит развитие институт социального партнерства, в частности диалог между государством, а также организациями работников и организациями предпринимателей. Такой диалог способствует развитию гражданского общества. Будет принят закон «О социальном партнёрстве», предусматривающий расширение сферы применения диалога сторон. 

Приоритетом является поддержка развития неправительственных организаций, вовлечение их в решение проблем территорий, в том числе путем участия в разработке планов развития регионов и их осуществлении. 

Полноценное гражданское общество – это свобода слова, иными словами, независимые средства массовой информации. Граждане должны иметь доступ к достоверной информации, что напрямую зависит от качества СМИ, профессионализма работников данной сферы, достойной оплаты их труда. Государство сделает все необходимое, чтобы СМИ стали реально свободными и достойными называться – «четвертой ветвью власти». 


6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В фокусе социальной политики будет благополучие и благосостояние Человека и его семьи. Базовый принцип – обеспечение Человеку достойного уровня жизни на протяжении всей жизни. Семья, как основная ячейка общества, будет обеспечена надлежащей социальной защитой, необходимой и достаточной для всесто¬роннего развития. Каждая семья имеет право на жилье. Поэтому для семей, не имеющих достаточных средств для покупки жилья, будут созданы возможности для получения социального жилья. 

Развитие системы здравоохранения. Будут увеличены до 6 % от ВВП расходы государственного бюджета на финансирование здравоохранения, большая часть которой будет направлена на оказание бесплатной медицинской помощи. В дополнение к государственному финансированию получит развитие система добровольного медицинского страхования.

Повысится качество медицинских услуг. Каждый гражданин через соответствующие государственные или частные медицинские организации сможет получить такую консультативную и индивидуальную помощь, какая требуется, чтобы предотвратить, устранить или облегчить нуждаемость его и его семьи. Продолжится развитие сельского здравоохранения с приближением первичной медицинской помощи к сельским жителям и развитием сети многопрофильных центральных больниц с необходимой медицинской инфраструктурой.

Будут разработаны и осуществлены меры по ликвидации дефицита медицинского персонала, прежде всего врачей и среднего медицинского персонала. Для решения данной задачи предполагается: повысить социальную защиту врачей; увеличить заработную плату врачей; улучшить условия труда врачей. Также будет улучшена система страхования профессиональной ответственности врача, то есть усилена юридическая защита деятельности врача, от ошибок. 

Государственные социальные стандарты. Произойдет поэтапное повышение минимальных государственных социальных стандартов и норм социального обеспечения, в том числе повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных граждан. При этом в качестве ориентиров будут приняты минимальные социальные стандарты стран ОЭСР. 

Важнейшим социальным стандартом является минимальный размер заработной платы. Будет законодательно закреплены методы ежегодного расчета и индексации, а также согласования и утверждения его величины, как это предусмотрено в большинстве стран мира. 

Социальная защита. Принцип - равный уровень социальной защищенности Человека и его семьи, независимо от места проживания. Особое внимание следующим задачам: 

- обеспечение социальной защиты и оказание специальной помощи детям и молодежи, временно или постоянно лишенным семейной поддержки;

- социальная защита лиц и семей, живущих в условиях социального отторжения или бедности, или же на пороге таких условий;

- оказание помощи лицам с особыми потребностями в профессиональной ориентации, предоставление возможностей для обучения и профессиональ¬ной подготовки, усиление социальной поддержки, а также создание равных условий для их интеграции в общество;

- социальная защита лиц пожилого возраста, в частности обеспечение средствами, достаточными для ведения достойной жизни и оставаться активным в различных сферах. 

Будет осуществлена модернизация национальной пенсионной системы с сохранением ее смешанной модели, снизится пенсионный возраст женщин без ухудшения их благосостояния. В рамках модернизации получит развитие система добровольного пенсионного и социального страхования. Будет решен вопрос раннего выхода на пенсию работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 

Достойные условия и оплата труда. Будут внесены изменения и дополнения в трудовое законодательство в части повышения ответственности работодателя по созданию благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, обеспечению гендерного равенства и социальной защиты работников, а также развитию трудового потенциала работников. Демократия участия начинается на производстве. Будет обеспечено законодательное закрепление прав работников на участие в органах управления корпорации для улучше¬ния условий труда и решения иных производственных вопросов. 

Осуществится глубокое реформирование национальной системы оплаты труда путем разработки и принятия соответствующих норм законодательства и формальных правил. Сегодня система оплаты труда остается наиболее проблемной сферой, в которой пересекаются интересы работодателя и Человека труда. Решение проблемы заключается в унификации системы оплаты труда, которая снизит остроту вопросов неравенства заработных плат и сделает прозрачными методы их тарификации и индексации. 


7. МОДЕРНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

Будет создана новая модель экономики, основанная на современных экономических институтах, способных обеспечить развитие предпринимательства в часто и непредсказуемо меняющихся рыночных условиях. Основой новой модели экономики служат организации предпринимателей, заинтересованно принимающие участие в разработке и реализации системы экономических политик, в том числе: структурной, инвестиционной, научно-технической, внешнеторговой, фискальной. 

Структурная политика будет направлена на качественное обновление национальной экономики, существенное увеличение доли обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также малого и среднего предпринимательства в валовом национальном доходе. Структурная политика обеспечит преодоление «голландской болезни», изменится место и роль сырьевого сектора в экономике. Сократится участие иностранных компаний в недропользовании, что снизит риски негативного внешнего влияния на национальную экономику, и в целом на экономическую безопасность. Поддержку получат иностранные инвесторы, предлагающие проекты, направленные на технологическую модернизацию и реструктуризацию (диверсификация, специализация, увеличение масштабов производства). Приоритетную поддержку получат компании, чьи проекты повышают конкурентоспособность продукции на внешних рынках, интегрируют их в международную производственную систему. 

Будет создана компания, специализирующаяся на макротехнологии, продукции которой имеют гражданское и военное назначение. Макротехнологичная компания будет интегрировать вокруг себя множество компаний и организаций, в том числе компании военно-промышленного комплекса. Макротехнологичная компания станет ядром промышленного кластера национального масштаба в одном из южных регионов Казахстана. 

Важнейшая задача –  преодоление всесилия крупного предпринимательства. Базовый принцип отношения государства к крупному бизнесу - полный нейтралитет, означающий отказ от селективных мер поддержки за исключением особых инвестиционных инициатив, укрепляющих национальную безопасность. Соответственно, уйдет в прошлое олигархический бизнес.

Развитие малого и среднего предпринимательства станет главной задачей местных исполнительных органов власти, для решения которой будет обеспечен соответствующий масштаб мобилизации материальных и финансовых ресурсов. Государство поддержит капитализацию предпринимательства, поддержит частные инвестиции, создаст соответствующие экономические институты. 

Чем больше активов находится в собственности узкой прослойки лиц, тем выше уровень экономического неравенства и несправедливо распределяются экономические факторы. Поэтому будут приняты законодательные нормы, ограничивающие слияния, а также создающие препятствия перед чрезмерной консолидацией капитала. Действенной нормой, препятствующей разрастанию олигархических структур, является прозрачность, и этот принцип станет нормой для всех корпораций. 

Частная иностранная собственность будет ограничена, а в некоторых отраслях или сферах деятельности, в интересах национальной безопасности, вовсе исключена. Государство установит строгие нормы и правила участия иностранного капитала в экономике, ужесточит контроль над операциями купли-продажи и размерами концентрации собственности на капитал.

Система селективных мер структурной политики в значительной степени будет направлена на поддержку реструктуризации экономики регионов. 

Крупные многонациональные корпорации своими внутрифирменными потоками финансовых ресурсов между материнскими и дочерними компаниями оказывают существенное влияние на рыночное распределение ресурсов даже в масштабах национальной экономики. Межфирменные платежи и финансовые переводы, пересекающие национальную границу, сокращают или увеличивают ресурсный потенциал дочерних компаний, являющихся резидентами Казахстана, соответственно, сокращают или увеличивают внешнюю задолженность страны. Принимая во внимание указанные риски будет выстроена система экономических отношений с многонациональными корпорациями в интересах развития Казахстана. Усилится макропруденциальное регулирование. 

Государство активизирует работу по возврату в страну из-за рубежа нелегально выведенных финансов. Снизится масштаб теневой экономики до уровня стран ОЭСР.

Развитие сельского хозяйства. Сельское хозяйство - стратегически важная отрасль. Более 40 процентов трудоспособного населения проживает в сельской местности. Развитие сельского хозяйства напрямую связана с развитием сел. Более того, сельское хозяйство должно обеспечить продовольственную безопасность страны. Поэтому сельское хозяйство будет развиваться в соответствии с планами. Отраслевой и региональные планы развития сельского хозяйства будут сбалансированы по конечной продукции и ресурсам, в том числе по трудовым ресурсам. 

В целях обеспечения занятости и достойных доходов сельского населения, а также защиты сельских товаропроизводителей будут усилены меры защиты внутреннего рынка от импорта продукции сельского хозяйства и ряда продовольственных товаров. Система государственных закупок и экспортных пошлин будет увязана со стратегией развития отраслей переработки продукции сельского хозяйства. 

Получат государственную поддержку капитализация сельских товаропроизводителей, развитие сельскохозяйственной кооперации, а также инфраструктур переработки, хранения и сбыта продукции. 


8. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Республика Казахстан должна получать выгоду от внешней торговли без жесткой экономической привязки к различным союзам, что предполагает свободный выбор торговых партнеров и выстраивание с ними взаимовыгодных экономических отношений. Правительство будет искать новые возможности расширения взаимной торговли, участвовать в новых региональных торговых соглашениях, развивать и расширять внешнеторговые связи с третьими странами, в особенности в отношении торговли продукцией высоких переделов. Наиболее выгодным форматом внешней торговли является двустороннее соглашение о взаимной торговле. Двусторонние соглашения позволят выстраивать тонко выверенные экономические отношения с торговыми партнерами. 

Республика Казахстан в международных организациях, в том числе в интеграционных объединениях, будет участвовать только в формате мягкой интеграции, то есть без создания надгосударственных институтов и сохранения полного экономического и политического суверенитета. Будет проведена ревизия международных соглашений и условий участия в интеграционных объединениях для выявления скрытых рисков политическому и экономическому суверенитету страны. 



2045